События: ,

Зыбкое искусство

11 мая 2016

Q8iOVoIza_k

В галерее «Новое пространство» областной библиотеки открылась I Международная передвижная песочная выставка «ВНЕ ВРЕМЕНИ». Можно ли из песка сделать шедевр графики и можно ли это назвать искусством – вопросы открытые.

«Убедить зрителя в самостоятельности песочной графики как одного из видов графического искусства, которое успешно и стремительно развивается», – редко когда авторы прописывают цель выставки в самом начале презентации. Теперь такая тенденция: каждое искусство должно доказывать, что оно искусство.

Доказательная база была представлена несколькими десятками фотографий, собранными по 27 городам и 4 странам – Беларуси, Литве, Украине и России. Работы различной тематики и техники. Единственное, что их объединяет, – материал. Песок – инструмент зыбкий: одно неловкое движение, и искусство превращается в неловкую кучу пыли. Для того, чтобы сохранить прекрасное, авторы фотографируют свои работы, а потом распечатывают в обязательно высоком цифровом разрешении.

Мастера песочной графики умудряются с помощью песка исполнить переход света и тени, «растушевать» образ, «окутать» каждый контур волшебной дымкой. Ощущение от любой фотографии: сейчас подует легкий ветер, и этот прекрасный образ растворится, он уже начинает ускользать, и нужно успеть поймать его в память.

В чем проблема? Почему нужно доказывать современному зрителю, готовому, кажется, уже к практически любому выпаду художника, что это искусство? Только работа Мастера может стать искусством, а если ты не Мастер, то и работа твоя «так себе, шедевр». А в случае с песком, инструментом доступным и знакомым каждому, для зрителя попробовать себя в роли автора намного интереснее, чем воспринимать и восхищаться чужим умением. Вот и на выставке больше людей толпилось перед специальными подсвеченными столами с песком «для самостоятельных творческих экспериментов», чем перед фотографиями.

4-2_Песочная графика

Песок – очень интересный инструмент для тактильного ощущения, он эффектен и непостоянен, его приятно пересыпать из руки в руку, он красиво смотрится в движении – он не статичен. Не зря самое зыбкое явление, время, сравнивают с ним. А в попытке остановить его и сделать бездушным и неподвижным теряется одна из самых главных притягательных его сторон. Может быть, поэтому так популярна и волшебна песочная анимация и так тихо делает шаги в искусстве песочная графика.

Ксения Гаранина

Фото автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 8 (96) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий