Наследие: ,

Взгляд на Самару. Курьезы

22 марта 2017

 

 

Продолжаем смотреть на Самару из прошлого с удивительной оптикой Александра Никифоровича Завального.

Два министра

Звание почетного гражданина города дается, в общем-то, за заслуги перед городом или если земляк, как, например, Эльдар Рязанов, прославил место своего рождения далеко за его пределами. Тем не менее, в истории Самары, впервые в империи употребившей это высокое звание, известен случай, когда его был удостоен человек, никоим образом не связанный с городом и даже в нем не бывавший.

Произошло это в 1881 году. Самарский городской голова Михаил Иванович Назаров предложил отметить 25-летие деятельности светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова на посту министра иностранных дел. В Ниццу, где князь находился на лечении, была отправлена через самарского губернатора телеграмма с просьбой принять звание почетного гражданина Самары и прислать свой автограф.

Его светлость в письме на французском языке, адресованном на имя губернатора, сообщал следующее: «Весьма тронутый дружественными словами, принимаю с благодарностию звание почетного гражданина. Прошу Всемилостивейшего на то соизволения Государя Императора. Прилагаю автограф, который Вы пожелали иметь. Прошу Вас и г. Назарова передать от моего имени выражение моей горячей благодарности Самарской Думе за ее почетное ко мне внимание, которое меня глубоко тронуло».

Спустя семнадцать лет Самарская дума попыталась осчастливить званием почетного гражданина города еще одного несамарца – министра внутренних дел Ивана Логгиновича Горемыкина. По крайней мере, он бывал в Самаре, а в 1898 году приезжал вновь, чтобы ознакомиться с положением населения губернии, пострадавшего от неурожая. Занимая пост министра, отмечали гласные, Горемыкин «всегда оказывал городу Самаре своё высокое покровительство и не однажды поддержал справедливые ходатайства города по разным случаям».

К изумлению самарцев, Иван Логгинович отказался принять почетное звание. Но за оказанную честь поблагодарил.

Хоть и не воспрещено

Циркуляр от 3 июня 1859 года:

«Замечено мною, что нередко в уездных присутственных местах вверенной мне губернии служат вместе с начальствующими лицами родственники их, хотя не в воспрещённых законом степенях, и что от этого происходят беспорядки и другие неудобства в исполнении служебных обязанностей.

Вследствие сего, я предлагаю гг. председателям уездных присутственных мест, по возможности, избегать совместного служения родственников в одном присутственном месте.

Гражданский губернатор К. Грот».

А вы точно ревизор?

 К. К. Грота очень беспокоило то обстоятельство, что разного рода проходимцы разъезжали по губернии и, «пользуясь простотою крестьян, обманывали их вымышленными поручениями от местных начальств».

Выход из этого губернатор нашел в следующем. Он предписал полиции, думам и ратушам сделать распоряжение, чтобы командированные в уезды писаря и рассыльные снабжались «удостоверениями их личности и о занимаемой должности, с тем, чтобы, по увольнении их от службы, те удостоверения были от них отбираемы для уничтожения».

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ

Краевед, главный библиограф Самарской областной научной универсальной библиотеки, заслуженный работник культуры России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 5 (113), 2017, Март

pNa

Оставьте комментарий