Наследие: ,

Жизнь самарская в 1920-е годы

24 мая 2017

Взгляд на Самару сквозь эпохи и время. На этот раз — в фокусе внимания Александра Завального жизнь Самары двадцатых годов двадцатого столетия.

Всему-то учить надо

 В голодном 1921 году несколько специалистов по заготовке леса получили в Самарском губернском продовольственном комитете разрешение на проведение работ. Среди сотрудников учреждения оказался их старый знакомый: «Пойдемте ко мне, побеседуем, вам будет полезно». И привел гостей в свой дом в Молоканском саду.

– Первым делом вы должны зарекомендовать себя с хорошей стороны, а хорошая сторона – это взятка нужному человеку. Дела обстоят так: Андреев проталкивает договоры, которые заключают на разные работы. Ему надо дать. Он белый офицер, ловкий проныра! Горбун, что был со мной, – стрелочник с железной дороги. Как только советская власть кинула клич «кто был ничем, тот станет всем», он, бестия, сразу в партию – шасть! – и теперь председатель рабоче-крестьянской инспекции. Без его утверждения вам договор не пойдет, всё под его контролем. Ленин приказал организовать инспекцию из людей мелких и обиженных жизнью, чтобы они честно контролировали все дела. Я ему уже говорил о вас. А давать надо хорошо, поскольку через них калым идет выше, так что половину полученных вами денег не жалейте на «смазку». Ну, а меня, сироту, оцените сами.

Сделав все как надо, работяги, тем не менее, не смогли оформить наряд в бухгалтерии. Вечером их наставник, улыбаясь, сказал:

– Ну бросили бы ему в ящик стола одну пачку. Ведь видели: стол-то открыт. А для чего?.. С договором вы промахнулись, надо было подогнать его под бо́льшую сумму – тогда бы и вам было лучше, и нам лафа.

Бендер или Паниковский?

14 октября 1926 года в Самарский союз коммунальщиков, местный комитет Рудметаллторга и другие конторы приходил военный моряк, представлялся: «Я – сын лейтенанта Шмидта», просил и получал деньги «на пропитание». В горкомхозе ему не повезло: он наткнулся на сотрудника уголовного розыска.

«Сын» оказался Николаем Кавтуновым, уже отсидевшим за какие-то аферы. Бесплатно разъезжая по разным городам, он собирал в каждом по 150–200 рублей. Сопровождала его «сестра» по фамилии Бондаренко.

«Золотой теленок» однозначно только бы выиграл, если б у Остапа Ибрагимовича тоже была сестра.

Чувство справедливости

В 1921 году в стране был введен натуральный продовольственный налог с крестьян. Даже спустя два года мужики в самарской глубинке смутно представляли, зачем и куда забирают плоды их труда. В селе Романовка Пугачевского уезда бытовало такое мнение: «Это в пользу помещиков идет «погромналог». Которых, значит, разорила революция и Гражданская война».

Нахал

В одну из больниц Средневолжской области обратилась женщина с просьбой сделать ей аборт. Врачи случайно узнали, что она – дочь торговца и замужем за бывшим белым офицером, сыном бывшего владельца механической мельницы. Медики проверили полученные сведения и, убедившись в их подлинности, категорически отказали в аборте классовому врагу.

Через неделю ее, истекающую кровью от кем-то непрофессионально сделанной операции, привезли в ту же больницу. А муж обнаглел до того, что стал укорять врачей!

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ
Краевед, главный библиограф Самарской областной научной универсальной библиотеки, заслуженный работник культуры России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 9 (117), 2017, Май

pNa

Оставьте комментарий