Мнения: , ,

Мертвый и смешной

6 ноября 2018

Когда ты спортивный врач… нет, не так… Когда ты плохой доктор и твой единственный диагноз – летальный исход, то перед нами наверняка черная комедия. Потому что в жизни такое случается сплошь и рядом, и это не смешно. А в кино и на сцене – как с падением человека: чем больнее, тем смешнее.

Драматург Ольга Степнова – автор полусотни пьес. Не удивлюсь, если их окажется и сотня: буквально ежедневно вижу на ее странице в социальных сетях, как автор выкладывает одну за другой ссылки на премьеры в российских и украинских театрах. Да, речь идет о самом массовом жанре, охватывающем широкого зрителя, – комедии. Как бы вы к этому ни относились, но количественные показатели поражают.

Художественный руководитель драматического театра «Колесо» имени Г. Б. Дроздова Михаил Чумаченко не зря выбрал к постановке пьесу Степновой «Серебряная ложка»: это свежее произведение, написано в 2017 году, в том же году вошло в шорт-лист конкурса «Время драмы». К тому же кассовые показатели в других театрах демонстрируют, что люди не могут ошибаться, нужно ставить именно этого автора, и всё тут.

Поскольку речь идет о современности, художник по костюмам Яна Шалтаева сделала наших героев модниками и, скажем так, немодниками. Во всяком случае, как в былые времена, я бы к такой швее пошел. Но не пойду: и называется это сейчас по-другому, и стоит так, что впору заказывать лишь для спектакля, а не для живого человека.

Вы совершенно правильно почувствовали в моих словах нотки зависти, потому что и в следующем утверждении я не расстанусь с этим чувством: театру «Колесо», как никакому другому тольяттинскому театру, повезло со сценической площадкой. Художник Сергей Дулесов решил декорацию спектакля в интенсивных синтетических тонах – под стать платьям и пиджакам некоторых героев. Как раз сценическое пространство, глубина сцены придают объем месту действия. Нет ни в одном театре такого пространства, а очень хочется.

Раз уж комедия черная, то это еще и детектив, поэтому обозначу сюжет совсем коротко.

Пара ждет статусных гостей, чтобы отметить помолвку (Лара – Марина Филатова, Кирилл – Роман Верхошанский). Неожиданно, открыв дверь своим ключом, приходит бывший муж Лары – Коля (Андрей Бубнов), забывший в бывшей своей квартире семейную реликвию, серебряную ложку. Не менее неожиданно приезжает бабушка Кирилла – баба Юля (Ольга Самарцева). Приходят гости, появляются трупы, полиция, совершаются нелепые и неожиданные каминг-ауты (во множественном числе!), разъединяются и соединяются пары, выясняются родственные связи. Артист Александр Двинский (его роль – Афанасий) вообще появляется в самом конце на пару минут, словно камео, от которого ничего не ждут, кроме демонстрации самого себя.

Следует заметить, актерский ансамбль потрясающий, лишь одна роль в двух составах, на сцене 11 человек, всех и не перечислишь в газетной публикации. Упомяну лишь Виктора Дмитриева – все-таки народный артист России, и роль у него разудалая: Герман Васильевич – человек при нескольких должностях, живущий на две семьи, небедный и к тому же, как выяснилось, весьма толерантных взглядов, прости господи. И еще раз упомяну Андрея Бубнова: на страничке театра в социальных сетях проходит голосование на
лучшего артиста того или иного спектакля, Андрей с большим отрывом набрал в «Серебряной ложке» 42 % голосов. Его рефлексирующий нытик – это по-настоящему смешно.

Отметил для себя, что первый акт пролетел незаметно: я не поглядывал на часы, был увлечен происходящим на сцене. Во втором акте что-то пошло не так: я вдруг вспомнил, что оставил дома на включенной плите кастрюлю с компотом. Нет, серьезно. И тут с моих глаз словно спала пелена. В памяти всплыли спектакли в репертуаре театра со схожей тональностью: «Семейка Фонтанж», «Чисто семейное дело» и, пожалуй, «Три супруги совершенства».

Если перетасовать сцены из спектаклей и выложить единым действием – не каждый зритель заметит подмену, вот о чем подумал я.

Природа смеха разная. Люди могут даже презирать друг друга за то, что кто-то смеется не над тем, над чем следовало бы смеяться. Отсюда и отношение к комедиям как к низкому жанру. Зрители хорошего мнения о себе, им хочется серьезного зрелища, пищи для ума. Это ведь как статус в фейсбуке: можно, ничего не делая, раздувать щеки, и тебе будут ставить лайки. Тебе же не нужно выполнять показатели по кассовым сборам и привлечению зрителей. Иногда ведь хочется такую комедию поругать, да рука не поднимается. К тому же
зрители, голосующие рублем, наглядно показывают, кто прав в этой ситуации, а кто не очень.

И опять я возвращаюсь к количественным показателям, которые меня так поразили в самом начале. Вот приезжает зритель в любой город нашей страны, а там везде идут спектакли по столь популярным пьесам Ольги Степновой. В одном городе сходил зритель на спектакль, в другом, а потом стал обходить очаги культуры стороной, ибо повсюду ему стали мерещиться знакомые мотивы.

Сказать по правде, я бы и Чехова проклял, попадись он мне в такой концентрации. Но проводят же, например, фестиваль спектаклей по пьесам Мартина МакДоны – и ничего, всем нравится. Не угодишь на нас, в общем.

Драматический театр «Колесо» имени Г. Б. Дроздова (Тольятти)

Ольга Степнова
Серебряная ложка

Режиссер-постановщик – Михаил Чумаченко
Художник-постановщик – Сергей Дулесов
Художник по костюмам – Яна Шалтаева

Вячеслав СМИРНОВ
Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти)

Фото автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 31 октября 2018 года,
№№ 15-16 (144-145)

pNa

Оставьте комментарий