Обнародован проект «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Очередная стратегия, очередные надежды, старые претензии.
Начнем с обнадеживающего: преамбула реалистична.
«В соответствии с Основами ГКП, осуществление экономической и социальной модернизации страны в исторически короткие сроки, переход к интенсивному пути развития, обеспечивающему готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира, не представляется возможным без планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. Такие вложения признаны явно недостаточными, делающими возможным проявления гуманитарного кризиса.
К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса отнесены:
- снижение интеллектуального и культурного уровня общества;
- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;
- рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;
- деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;
- атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.
Для недопущения реализации подобного негативного прогноза необходимо преодолеть межведомственные, межуровневые и межрегиональные противоречия по вопросам культурного развития, а также существующие ограничения в вопросах ресурсного обеспечения.
За годы рыночных преобразований в системе финансирования культуры ничего, в сущности, не изменилось».
Задачи стратегии определены предельно точно. «По показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Россия в целом демонстрирует отставание от аналогичного показателя европейских стран (от Норвегии почти в 8 раз, Франции – более чем в 4 раза, Германии – в 2,5 раза)».
«Постепенное сокращение присутствия и влияния российской культуры в мире происходит вследствие распада СССР, отъезда ряда влиятельных отечественных деятелей культуры для работы за рубеж, снижения экономических возможностей поддержки культуры».
«Региональные диспропорции в развитии культуры проявляются в разном уровне обеспеченности объектами культуры, финансирования и доступности культурных благ для широких слоев населения».
«Несмотря на большое количество некоммерческих организаций, занимающихся вопросами культуры, сохраняется недостаточная активность и слабая вовлеченность общественных институтов в реализацию культурной политики».
«Ослаблена роль семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций россиян. Происходит фиксируемый социологами разрыв прежде устойчивых социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и числа разводов».
«Культура, утрачивая универсальное значение для воспитания и социализации личности, переходя в сферу утилитарных услуг, оказывает все меньшее влияние, в том числе под давлением глобализационных процессов, размывающих национальную и культурную идентичности».
Дальше хуже: «Основные цели государственной культурной политики – формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам».
Восемь целей (!) да еще целая авоська задач в 9 направлениях культурного развития. Ничего не получится: нельзя пятерней бить по всем гнойникам одновременно. Гной разбрызжется, а раны не затянутся. Теория управления сложными системами гласит: цель должна быть одна, но составители «Стратегии», по-видимому, так и не решаются ее сформулировать.
Виктор Долонько
Рисунок Юрия Кутасевича
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 2 (90) за 2016 год